Материалы

Дидактическое пособие "Звуковая божья коровка"

Авторские разработки
В логопедической практике часто бывает так, что звуки у ребенка поставлены, но он не торопится вводить их в речь. Изолировано звук получается хорошо, а в спонтанной речи нет. Процессы автоматизации и дифференциации звуков у детей с ОВЗ достаточно длительны. Поэтому педагоги стремятся сделать коррекционную работу увлекательной и разнообразной.
Дидактическое пособие «Звуковая божья коровка» предназначено для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Оборудование: фигура божьей коровки без черных точек, на месте которых горлышки от пластиковых бутылок; фишки (крышки от пластиковых бутылок), на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком или дифференцируемыми звуками.
Цель: автоматизация «трудных» звуков, введение их в активную речь и совершенствование фонематического слуха.
Задачи:
автоматизировать правильное произношение заданного звука в словах в разной позиции;
совершенствовать мелкую моторики рук; координировать произношение слов с движением руки;
формировать звуковую аналитическую активность как предпосылку обучения грамоте;
дифференцировать смешиваемые звуки в словах;
совершенствовать лексико-грамматические категории.
Возможные варианты игр с использованием дидактического пособия «Звуковая божья коровка»:
I вариант «Называй-ка». Педагог выставляет на стол фигуру божьей коровки. Обсуждается с ребенком, чего не хватает, и предлагается «нарисовать» черные точки на спинке божьей коровки. Педагог выкладывает только фишки с автоматизируемым звуком. Ребенок берет поочередно по одной фишке, называет картинку на обороте. Если ребенок правильно произносит слово, то он прикручивает крышку и еще раз проговаривает слово.
Во всех вариантах игр ребенок сначала прикручивает крышку пальцами ведущей руки, затем педагог предлагает попробовать другой рукой.
II вариант «Изменяй-ка». Работа проводится аналогично I варианту. Когда ребенок прикручивает крышку, он изменяет слово по образцу, данному педагогом («Один - много», «Назови ласково», «Кого (чего) нет», « Скажи со словом много» и т.д.).
III вариант «Определяй-ка». Ребенок берет фишку, называет картинку на обороте, произнося протяжно автоматизируемый звук и определяя место звука в слове по схеме (начало, середина, конец слова). Потом он прикручивает крышку и еще раз проговаривает слово.
IV вариант «Выбирай-ка». Фишки не только с автоматизируемым звуком. Ребенок берет поочередно по одной фишке, называет картинку на обороте и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если есть, то прикручивает крышку и произносит протяжно автоматизируемый звук.
V вариант «Различай-ка». Фишки с дифференцируемыми звуками. Предлагается разделить их: на левое крылышко фишки с картинками, в которых слышится один звук, а на правое - другой звук. Ребенок берет поочередно по одной фишке, называет картинку на обороте и определяет, какой звук слышится в слове, и прикручивает крышку соответственно на левом или правом крылышке.
Аналогично проводится работа по дифференциации обобщающих понятий (овощи/фрукты, дикие/домашние животные и т.д.).
Предлагаемая дидактическая игра способствует более легкому и быстрому закреплению «трудных» звуков в речи с включением в работу всех анализаторов, в том числе и мелкой моторики рук. Когда помимо установки «правильно повторить звук», ребенок попутно решает и другие задачи, звук вводится в речь гораздо быстрее и эффективнее. Игровая атмосфера деятельности позволяет ребенку многократно и ненавязчиво осуществлять повторение слов с отрабатываемыми звуками. В процессе игры ребенок раскрепощается, педагог получает возможность оценить качество коррекционной работы, уровень слухового контроля самого ребенка за поставленными или дифференцируемыми звуками и спланировать дальнейшую коррекционную работу.